Некоторые вопросы профессиональной подготовки судебных экспертов-землеустроителей


Некоторые вопросы профессиональной подготовки судебных экспертов-землеустроителей // Вестник криминалистики. – 2019. – № 3(71). – С. 23-29. – EDN GOLGCC.

 

Некоторые вопросы профессиональной подготовки судебных экспертов-землеустроителей

Аннотация: В статье приведены предпосылки возникновения судебной землеустроительной экспертизы как самостоятельного рода судебных экспертиз. Представлены результаты анализа заключений экспертов-землеустроителей, описаны в обобщённом виде наиболее распространённые ошибки, допускаемые в заключениях. Сделан вывод о базовых причинах их возникновения. В качестве первоочередных мер предложено начать разработку теоретико-методологических основ судебной землеустроительной экспертизы на базе крупнейшего объединения экспертов и ведущих профильных вузов, а также повышение компетенций в системе дополнительного профессионального образования. Представлен анализ рынка образовательных услуг по подготовке судебных экспертов-землеустроителей. Описан опыт подготовки экспертов в Московском государственном университете геодезии и картографии: дан анализ контингента слушателей программы переподготовки, изучаемых дисциплин. Рассмотрены проблемы реализации программы. Анонсировано начало реализации схожей программы в Государственном университете по землеустройству. Предложены способы совершенствования и повышения качества образовательной программы.

Ключевые слова: подготовка судебных экспертов, дополнительное профессиональное образование, судебная землеустроительная экспертиза, заключение эксперта, экспертное исследование, профессиональная переподготовка.

Кардинальное изменение земельных отношений в процессе экономических преобразований в конце ХХ века вызвало лавину земельных споров, а передача полномочий по рассмотрению земельных споров от административных органов в суды привела к возникновению и развитию самостоятельного рода судебных экспертиз – судебной землеустроительной экспертизы. На сегодняшний день наиболее востребованным видом судебной землеустроительной экспертизы является экспертиза, применяемая в судопроизводстве при рассмотрении земельных споров о местоположении границ земельных участков[1], объектов капитального строительства, зон и территорий, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Проведённый авторами анализ более чем двухсот судебных заключений экспертов-землеустроителей показывает, что они содержат большое количество ошибок, которые в лучшем случае приводят к обесценению экспертизы как источника доказательств, а в худшем – к судебным ошибкам. Наиболее распространённые в обобщённом виде ошибки выражаются в: отсутствии исследования как такового – выводы делаются на основе личного опыта и материалов дела; нарушении логической последовательности проводимого экспертного исследования; неверной оценкой выявленных значимых признаков объектов исследования и др. В качестве причин ошибок представляется необходимым выделить две базовые. В первую очередь – это отсутствие теоретическо-методологической базы судебной землеустроительной экспертизы как частной теории экспертологии, а также профессиональная некомпетентность судебных экспертов. Для преодоления первой причины нами предлагалось начать разработку теоретико-методологических основ судебной землеустроительной экспертизы, пользуясь для этого обобщением эмпирического опыта частных и государственных судебных экспертов на базе крупнейшего в России объединения экспертов – Палаты судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова («Судэкс») и ведущих профильных вузов – Государственного университета по землеустройству (ГУЗ) и Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК)[2].

Средством повышения компетентности экспертов-землеустроителей должна быть система их профессиональной подготовки. Необходимо отметить, что законодательством предъявляются требования к образованию только для государственных судебных экспертов: они должны иметь высшее образование (в некоторых случаях допускается среднее профессиональное образование) и дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности. Для частных (негосударственных) судебных экспертов законодательных требований к образованию не установлено, но наличие специального образования в сфере судебной экспертизы является конкурентным преимуществом при выборе эксперта судом.

Анализ предложений по оказанию образовательных услуг по подготовке экспертов в области судебной землеустроительной экспертизы показал: обучение по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров в России не осуществляется; услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации в области судебной землеустроительной экспертизы предлагают более десяти учебных заведений, в их числе государственные учреждения высшего образования и частные организации. Стоимость таких услуг варьируется от 12 до 70 тысяч рублей. Большинство из них на самом деле не проводит обучение слушателей, а лишь соблюдая формальности, выдают документы о дополнительном профессиональном образовании.

Три учреждения реально осуществляют образовательный процесс. Экспертные учреждения Минюста России проводят обучение только для государственных судебных экспертов – работников этих учреждений. Также повышение квалификации и профессиональную переподготовку осуществляет крупнейшее объединение частных экспертов – Союз лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова». В Московском государственном университете геодезии и картографии с 2015 года реализуется программа профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Судебный эксперт» в области судебной землеустроительной экспертизы. Программа рассчитана на один семестр и реализуется в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. На сегодняшний день диплом о профессиональной переподготовке в МИИГАиК получили более ста человек.

С сентября текущего года программа профессиональной переподготовки судебных экспертов-землеустроителей стартует в Государственном университете по землеустройству. Программа разработана преподавателями кафедры земельного права и кафедры землеустройства – практикующими судебными экспертами на основе теоретических положений общей теории судебной экспертизы и опыта своей профессиональной деятельности с учётом, как того требует статья 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 21.04.02 Землеустройство и кадастры (уровень магистратуры)[3] и по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета)[4], а также проведённого анализа схожих дополнительных профессиональных программ других образовательных организаций.

Программа профессиональной переподготовки (нормативный срок освоения составляет 600 академических часов) рассчитана на применение дистанционных образовательных технологий и является наиболее сбалансированной по объёму и структуре. В соответствии с учебным планом слушатели изучат следующие дисциплины: основы землеустройства; геодезическое и картографическое обеспечение судебной землеустроительной экспертизы; основы кадастровой деятельности; правовое обеспечение государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество; земельный надзор (контроль); несудебные экспертизы (судебные экспертные исследования); обзор судебной практики в отношении объектов судебной землеустроительной экспертизы, в том числе почвенные, геоботанические и иные обследования; система правосудия и введение в уголовный, гражданский и арбитражный процесс; основы криминалистики; логика экспертного исследования; теория и правовые основы судебной экспертизы; основы судебной землеустроительной экспертизы; практикум по судебной землеустроительной экспертизе. Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана, допускаются к итоговой аттестации, заключающейся в защите выпускной аттестационной работы в форме контрольной судебной землеустроительной экспертизы.

Опыт подготовки слушателей по программе профессиональной переподготовки в МИИГАиК свидетельствует, что обучаются лица с весьма неоднородными базовыми образовательным и профессиональным уровнями. Порядка 65% слушателей имеют профильное образование в сфере землеустройства и геодезии, из них около 15% имеют второе высшее юридическое образование. Только юридическое образование имеют менее 10% слушателей. Иное высшее образование имеют остальные 25% слушателей (экономика, менеджмент, математика, туризм, строительство и проч.). Среди слушателей порядка 70% являются действующими кадастровыми инженерами или имеют статус помощника кадастрового инженера. Около 20% слушателей имеют опыт проведения судебных землеустроительных экспертиз в качестве частных судебных экспертов.

Слушатели проходят обучение, преследуя разные цели, и по этому признаку их можно разделить на пять категорий.

Часть из них (как правило, практикующие судебные эксперты) считает себя «асами»: «Я сам кого угодно научу, некогда мне выполнять ваши задания, деньги заплатил за обучение, поскорее давайте диплом». Их цель – получить диплом о профессиональной переподготовке в престижном вузе, одном из старейших в России, так как он может девать конкурентные преимущества при назначении экспертизы. В процессе обучения эти слушатели предоставляют примеры своих заключений крайне низкого качества, и вовлечь их в образовательный процесс сложно.

Ко второй категории относятся кадастровые инженеры, привлекаемые в судебные споры в качестве судебных экспертов и не имеющие пока достаточного для производства экспертиз опыта, но имеющие потребность в профессиональном развитии. Как правило, они старательно учатся, выполняют задания, но необходимо отметить, что качественное освоение программы обучения затруднено значительной нагрузкой по основному месту работы, так как дополнительное профессиональное образование они получают без отрыва от работы.

Третья категория слушателей представлена лицами, которые не планируют самостоятельно проводить судебные землеустроительные экспертизы, их задача – понять сущность проведения исследований для профессионального представления интересов клиентов в судах при разрешении земельных споров. К этой категории относятся слушатели, имеющие базовое юридическое образование, поэтому им не удаётся в полной мере освоить технические аспекты программы профессиональной переподготовки.

К четвёртой категории слушателей относятся лица, у которых отсутствует личная заинтересованность в обучении, они направлены на обучение работодателями – муниципальными службами, экспертными учреждениями и др.

Пятая категория слушателей представлена теми, кто по каким-то причинам хочет сменить род своей деятельности: по их мнению, судебная землеустроительная экспертиза – это достаточно перспективный и прибыльный вид профессиональной деятельности.

Необходимо отметить у некоторых слушателей «потребительское» отношение к процессу обучения: они не хотят учиться, не хотят прилагать усилий, но при этом хотят, чтобы их научили «писать заключения экспертов».

У слушателей нередко возникают затруднения с должным освоением программы профессиональной переподготовки, что объясняется недостаточным уровнем теоретических знаний материнских наук (землеустройство, кадастры, геодезия, картография и проч.) и практических навыков в сфере геодезических измерений и компьютерно-графического моделирования. Наличие данной проблемы подтверждается в ходе обучения по результатам проверки (рецензирования) выпускной аттестационной работы в форме контрольной землеустроительной экспертизы.

Сложившаяся ситуация нуждается в некоторых организационных преобразованиях, направленных на оптимизацию получения знаний, умений и компетенций, то есть способностей к определенным трудовым действиям, в рамках профессиональной переподготовки.

Прежде всего, имеет смысл определить перечень специальностей и направлений подготовки, которые следует рассматривать в качестве базовых при дополнительном профессиональном образовании судебных экспертов-землеустроителей. К ним целесообразно отнести специальности и направления подготовки высшего образования в сфере землеустройства и кадастров, геодезии и дистанционного зондирования, прикладной геодезии. Кроме этого, преференциями должны пользоваться действующие кадастровые инженеры, так как они находятся на переднем крае проблем, затрагиваемых в судебных землеустроительных экспертизах.

В качестве мер повышения эффективности процесса обучения представляется необходимым введение входного тестирования слушателей на наличие навыков проведения геодезических измерений и компьютерно-графического моделирования. При отсутствии необходимых навыков слушателям можно рекомендовать получить дополнительное профессиональное образование в данных сферах деятельности. Это влечёт за собой необходимость разработки соответствующих дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и(или) профессиональной переподготовки) и их внедрения в образовательный процесс.

Также представляется возможным для достижения большей эффективности освоения программы профессиональной переподготовки внедрение практической части обучения в форме стажировки.

Реализуемая программа профессиональной переподготовки, конечно, не совершенна, потому что, как говорилось выше, отсутствует разработанная теоретико-методологическая база судебной землеустроительной экспертизы как частной теории экспертологии. Считаем, что повышение качества всех образовательных программ в сфере судебной землеустроительной экспертизы (дополнительных профессиональных программ, а также в перспективе и основных профессиональных образовательных программ высшего образования) напрямую зависит от наличия теоретико-методологической базы. Формирование теоретико-методологической базы так же позволит приступить и к разработке профессионального стандарта «Судебный эксперт-землеустроитель».

 

 

 

[1] См: Самойленко, Д.В. Классификация споров о границах земельных участков // Чёрные дыры в российском законодательстве. № 1. 2019. – С. 77-79.

[2] См.: Салов, С.М., Самойленко, Д.В. О ключевых проблемах низкого качества судебных землеустроительных экспертиз // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Москва: РГ-Пресс, 2019. – С. 447-451.

[3] Утвержден приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 298 (зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2015 № 36979)

[4] Утвержден приказом Минобрнауки России от 28.10.2016 N 1342 (ред. от 13.07.2017) (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2016 № 44595)